sale@atvalexart.ru
+7 (495) 777-88-55

125413, Москва, Солнечногорская улица, д.4


Главная >> Консультация >> Статьи по теме

Статьи по теме

Видеоэкраны на улицах. Альтернатива телевидению?!

Это трагическое событие привлекло пристальное внимание к такой уникальной технике, как большие уличные экраны. Сотни тысяч людей каждый день проходят и проезжают мимо нескольких больших наружных экранов, черпают оттуда множество полезной информации, но совершенно не представляют себе, как создавалась эта яркая и красочная картинка. А, между тем, информация может оказаться практически полезной: ведь в нашей стране уже накоплен достаточный опыт в проектировании и изготовлении подобных систем, и они успешно конкурируют с зарубежными как по цене, так и по техническому совершенству.

Начнем с классификации больших уличных экранов по типу источника света, используемого для формирования изображения. Это - широкораспространенные ламповые и светодиодные экраны, а также - газоразрядные и проекционные. Газоразрядные экраны в свою очередь делятся также на две подгруппы. Первая работает по принципу электронно-лучевой трубки (CRT), т.е. поток электронов бомбардирует слой люминофора, который в результате светится тем или иным цветом. В общем, все как в обычном телевизионном кинескопе, только таких кинескопов в большом уличном экране очень много, и они существенно меньше по размеру самого маленького телевизионного кинескопа. Благодаря маленьким размерам такой CRT удается получать достаточную яркость свечения для применения экранов на улице в дневное время. Характерным примером такого типа экранов является Jambotron фирмы SONY.

Ко второй подгруппе относятся экраны с электролюминесцентным принципом свечения, аналогичным используемому в лампах дневного света или неоновых источниках. В этом случае газ, наполняющий подобную лампу, меняет свое состояние (ионизируется) под действием электрического тока и начинает светиться. Примером этому могут служить экраны венгерской фирмы MEGALUX. В свое время подобный экран был установлен на стадионе “Петровский” в С.-Петербурге. В обоих случаях для работы экрана необходимо высокое напряжение (порядка нескольких киловольт). Как следствие - недостаточно высокая надежность газоразрядных экранов, капризность в работе, не говоря уж про невысокие показатели ресурса работы излучателей и трудоемкости их замены.

Проекционные экраны , в свою очередь, также делятся на две подгруппы – экраны с фронтальной проекцией и рир-проекторы (rearprojection), проекция изображения в которых происходит с задней стороны. Кроме этого проекционные экраны делятся еще на две модели по типу источника света – использующие проекционные кинескопы (CRT-проекторы) и проекторы с ЖК-матрицей (LCD-проекторы). К их достоинствам можно отнести очень высокое качество при весьма больших размерах изображения. Это делает их незаменимыми при проведении всякого рода презентаций, массовых мероприятий. К сожалению, проекционные экраны не приспособлены для работы в наружных условиях, и поэтому особо заострять внимание на их конструктивных особенностях мы не будем.

На сегодняшний день лидерами в области наружных экранов больших размеров (от нескольких десятков до сотен квадратных метров) по всему миру стали светодиодные и ламповые экраны. Расскажем о них подробнее.

Вначале немного теории. Многие помнят из школьного курса физики, что для того, чтобы окрасить световой поток в любой цвет, достаточно смешать в нужной пропорции три основных составляющих: красный (R), зеленый (G) и синий (B). В предельном случае, когда все три цвета излучают с одинаковой интенсивностью, мы получим при их оптическом наложении свечение белого цвета (на самом деле для получения белого цвета свечения три основных составляющих цвета должны быть взяты с определенными весовыми долями, но для простоты будем считать их равными). На этом принципе основано цветное телевидение, этот же принцип положен в основу работы полноцветных наружных экранов. Элементарная точка изображения, объединяющая три основных составляющих цвета (R, G, B), называется пиксель. Соответственно, чем больше пикселей в изображении, тем лучше качество картинки, тем более мелкие детали оригинала будут переданы. Этот параметр называется разрешением или разрешающей способностью экрана и измеряется в количестве пикселей по горизонтали и вертикали.

Основной критерий правильно построенной системы отображения информации – так называемый “баланс белого”. Если “баланс белого” не будет выдержан, то изображение будет всегда иметь тот или иной оттенок, а белый цвет будет отдавать в синеву, красноту или зелень, в зависимости от того в какую сторону этот баланс перекошен. Соблюдением “баланса белого” обусловлено формирование пикселя путем смешивания трех основных составляющих цвета в разных пропорциях, в зависимости от типа источника света. Например, в ламповых экранах пиксель формируется из одного красного, одного зеленого и двух синих точечных излучателей.

В ламповых экранах в качестве источника света используется обычная автомобильная лампа накаливания мощностью 5 Вт. Каждая из таких ламп помещена в свою оптическую систему, наподобие автомобильной фары. Эта система состоит из отражателя и светофильтра. Отражатель фокусирует световой поток в строго определенном направлении, а светофильтр окрашивает его в один из трех основных цветов. Кроме того, каждый ряд точечных источников света прикрыт сверху небольшими козырьками, которые служат для защиты излучающей поверхности экрана от попадания прямых солнечных лучей. Все это в итоге повышает контрастность изображения.

Ламповые экраны имеют высокую яркость и широкий угол обзора. Но, к сожалению, это весьма энергоемкие конструкции (около 3,5 кВт/м 2).

К недостаткам ламповых экранов следует отнести и относительно невысокое разрешение. Дело в том, что при увеличении разрешения приходится сталкиваться с двумя серьезными ограничениями:

  • близко располагать лампы сложно из-за необходимости соблюдения температурного режима;
  • при увеличении количества ламп возрастает энергопотребление и, соответственно,требования к системе питания. При этом цена за 1 м 2 экрана приближается к светодиодным экранам, которые обладают существенно лучшим разрешением.

Опытным путем был определен оптимальный шаг между лампами – 1,5 дюйма. Это позволяет создавать видеоэкраны неплохого разрешения, в то же время доступные по энергопотреблению. Но более интересныеи и прогрессивные на сегодняшний день все же светодиодные экраны.

Еще совсем недавно они использовались в основном внутри помещений и не были полноцветными. Это объяснялось тем, что отсутствовали достаточно яркие светодиоды, а синего светодиода вообще не существовало. Но несколько лет назад удалось создать весьма яркий светодиод синего цвета свечения, а также существенно повысить яркость красного и зеленого светодиодов. Особых успехов в этом направлении достигла фирма NICHIA.

К сожалению, ожидаемой революции на рынке большеэкранных систем, когда казалось, что светодиод полностью вытеснит лампочку, не произошло. Объяснялось все просто – высокой ценой на светодиоды и, как следствие, - на светодиодные экраны. Поэтому парк наружных экранов поделился на две части. Большие экранные системы, форматом не менее 6x8 м, представляли, в основном, ламповые экраны с их неуемным энергетическим аппетитом и низким разрешением.Малыми форматами (3x4 м, 4x6 м и т.д.) завладели светодиодные экраны с хорошим разрешением, высокой яркостью, экономным расходом электроэнергии, но высокой ценой. В последнее время наблюдается тенденция к снижению стоимости светодиодов и, соответственно, светодиодные экраны становятся более доступными по цене. Кроме того, потребители наружной рекламы уже почувствовали разницу между ламповыми и светодиодными экранами в качестве изображения. Увы, она не в пользу устаревающих ламповых экранов.

Светодиодные экраны по принципу построения делятся на два типа – кластерные и матричные. В кластерных экранах каждый пиксель, содержащий от трех до десятков светодиодов, объединен в отдельном светоизолированном корпусе, который залит герметизирующим компаундом. Такой конструктивный элемент называется кластером. Кластеры, образующие информационное поле экрана, закреплены при помощи винтов на лицевой поверхности экрана. От каждого кластера отходит жгут проводов к соответствующей управляющей плате, к которой они подключаются посредством электрических разъемов. Такой способ построения светодиодных экранов постепенно отмирает, уступая место более технологичному матричному принципу. В этом случае кластеры и управляющая плата объединены в единое целое – матрицу, т.е. на управляющей плате смонтированы и светодиоды и коммутирующая электроника, которые залиты герметизирующим компаундом. В зависимости от размера и разрешения экрана, количество светодиодов, составляющих пиксель, может колебаться от трех до нескольких десятков. А распределение количества светодиодов по цветам в пикселе изменяется от типа используемых светодиодов в угоду соблюдения “баланса белого”.

При построении экранов очень важны такие параметры, как диаграмма направленности и неравномерность поля экрана. Исходя из конструктивных различий, эти параметры особенно важны для светодиодных экранов. В отличие от лампы накаливания, имеющей практически сферическую диаграмму направленности, светодиоды имеют достаточно узкую диаграмму, которая образуется при помощи небольшого рефлектора, на котором установлен сам кристалл и формы колбы светодиода. Поэтому в светодиодных экранах диаграмма направленности формируется каждым светодиодом. И для того, чтобы диаграмма направленности всего экрана была одинакова по всем цветам, необходимо использовать светодиоды разных цветов с близкими диаграммами направленности, иначе, при взгляде под разными углами, к нормали экрана цветообразование на различных участках изображения будет отличаться, что приведет к паразитным цветовым пятнам.

Помимо этого, важно чтобы все светодиоды при монтаже были сориентированы одинаково по углу наклона и углу поворота вокруг своей оси (для светодиодов овальной формы). Если это требование не будет строго выдержано, то на поле экрана возникнут отдельные точки, отличающиеся по яркости от общего фона.

Даже из упрщенного описания ясно, что такие экраны – продукт высоких технологий, в изготовлении которых участвует довольно много отраслей промышленности. Тем приятнее, что в России уже существует несколько фирм, которые успешно справились с разработкой и изготовлением наружных экранов, как светодиодных, так и ламповых. Экраны российского изготовления стоят во многих городах страны, а в Москве их становится все больше и больше.

И совершенно понятно, почему. Человек, в силу своих инстинктов, гораздо больше реагирует на динамическое изображение, нежели на подсвеченную картинку рекламного щита, которых, к тому же,стало слишком много. Если же добавить, что стоимость рекламного времени на больших уличных экранах во много раз дешевле, чем на телевидении, а уровень информационного воздействия с ростом количества экранов, будет приближаться к телевизионному, то становится ясным, почему подобные системы делают гигантские шаги в своем развитии.

В подтверждение этого, хочу добавить, что во время национальной трагедии в США в сентябре прошлого года, почти все наружные экраны Нью-Йорка и Вашингтона транслировали в прямом эфире обращение президента к народу. Так что, наружные телевизионные экраны постепенно переходят из разряда просто рекламных средств в разряд средств массовой информации.

Автор: Журнал «Рекламные технологии», № 6(43) , стр. 44
26 октября 2002 г.

Бесплатная разработка проектно-конструкторской документации

Бесплатное создание дизайн-проекта, включая визуализацию и фотомонтаж

Бесплатный выезд специалистов «АТВ Алексарт» (только для Москвы и области)

Бесплатный монтаж рекламного табло

Изготовление и монтаж металлоконструкций для установки в любом регионе

Доставка экранов в любой уголок России и стран СНГ

Подарки любимым клиентам